ГЛАВНАЯ НИИТАГ СЕГОДНЯ ИСТОРИЯ НИИТАГ ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ




«Архитектурное наследство» / «Architectural heritage» № 58




Вышел из печати очередной сборник научных трудов «Архитектурное наследство», посвященный вопросам истории архитектуры народов России.


Архитектурное наследство. Вып. 58. М.: 2014

Содержание и аннотации статей, ключевые слова к статьям

Бондаренко И. А.
Средневековые карты мира и символика древнерусского храма
картография, модель мира, символика архитектурного формообразования
Рассматривается общая структура древнерусского храма в соотнесении с архаическими представлениями о вселенной. Устанавливается, что прямоугольная карта земли Козьмы Индикоплова не противоречит античным и средневековым традициям картографии. Такой карте земной поверхности, вытянутой вдоль западно-восточной оси, уподоблялись планы храмов базиликального типа. Крестово-купольные и иные центрические храмы воспроизводили в своем основании не эту карту, а образ земли — днища вселенной.
Никитенко Н. Н.
Крещальня Софии Киевской: к проблеме функционального назначения и датировки
крещение Руси, Владимир Святославич, Владимир Мономах, мемориальная крещальня, фресковая роспись, идейно-декоративная программа
Небольшая капелла с апсидой в юго-западном углу Софии Киевской, в южной части древней западной наружной галереи определяется в статье как предназначенная для знати мемориальная крещальня, встроенная в галерею в начале ХІІ в. Этот «храм в храме» возник на месте открытого баптистерия, устроенного в галерее при создании собора. Крещальня ХІІ в. создана по заказу князя Владимира Мономаха в 1115 г. в честь столетия кончины Владимира Святославича. Декоративная программа крещальни решена в контексте общей идейной программы росписи Софийского собора — мемориала Крещения Руси, возникшего в 1011 — 2015 гг.

Носкова А. Г.
Деревянный Петропавловский собор в Повенце и его аналоги
деревянное культовое зодчество, Русский Север, безалтарные храмы, тип храма «восьмерик на четверике»
Статья посвящена Петропавловскому собору в Повенце - ныне утраченному и малоизвестному памятнику деревянного зодчества Карелии. Это один из старейших среди известных представителей типа храма «восьмерик на четверике» — самого распространенного на Русском Севере в XVII—XVIII вв. Автор рассматривает вопросы, связанные с формированием этого типа. Собор подробно описан, сделана его графическая реконструкция, освещена строительная история. В статье дается сравнительный анализ повенецкого храма с его ближайшими аналогами — церквями в Челмужах и Муезерском монастыре
Орлов А.
Развитие функционально-планировочной структуры часовен заонежья во второй половине XVII — начале XX века
традиционное деревянное зодчество, клетские часовни, строительство и реконструкции, ареалы, Заонежье
На материале базы данных, включающей 93 традиционные клетские часовни Заонежья, рассматриваются особенности изменения состава и числа помещений в безалтарных храмах полуострова. Выявляются тенденции в строительстве и реконструкции часовен различной камерности; определяются ареалы и хронологические границы возведения и реконструкции различных планировочных вариантов часовен. Локальная специфика формообразования часовен интерпретируется в связи с особенностями исторического развития и этнокультурной картины Заонежья.
В.М. Неделин
Мценск в XII — начале ХХ вв. Архитектура и градостроительство
Мценск, Мценская крепость, Вознесенский (Архангельский) монастырь, Петровский (Петропавловский) монастырь, Никольский собор, Авраам Иванович Мельников, Алексей Максимович Горностаев
В статье рассказывается об архитектуре одного из древнейших городов России — Мценска. На основе многочисленных архивных материалов рассматривается сложение градостроительной структуры Мценска с древнейших времен и до начала ХХ в.; дается анализ регулярного плана города конца XVIII в. и проблем, связанных с его воплощением в жизнь; а также дается обзор архитектурных памятников города, как сохранившихся, так и утраченных.
Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л..
Формирование и развитие иконографии Ростова Великого в XVIII—XIX вв.
иконография архитектуры, Ростовский кремль, Архиерейский дом, иконопись, монументальная живопись, графика
В статье рассматривается формирование и развитие иконографии Ростова Великого в произведениях иконописи, монументальной живописи, графики и декоративно-прикладного искусства начала XVIII — середины XIX века.
Масиель Санчес Л. К..
Буддистские храмы Бурятии: от России к Тибету
буддизм, буряты, дацан, Монголия, образец, Тибет, традиция
В исследование предлагается периодизация буддистской архитектуры Бурятии и характеристика ее этапов. В 1750 — 2015 гг. иконография ориентировалась на Тибет — символические образы мандал, условно реалистические изображения тибетских святынь. Архитектурные формы при этом сочетали русские приемы и элементы с отдельными заимствованиями из строительного опыта соседней Халха-Монголии. В 1850 — 2015 гг. бурятские строители все дальше отходят от русского наследия, их постройки становятся частью буддистской дальневосточной традиции. Соединяя тибетские и китайские черты, они приобретают все больше сходства не только с монгольскими, но и восточнотибетскими постройками. Наконец, в 1900 — 2015 гг. развитие историчности мышления заставляет сознательно обращаться как к собственной старой традиции, так и к прославленным тибетским образцам, точно воспроизводя их иконографию и отдельные формы.
Шемелина Д. С.
Инструкция 1760 г. графа П. И. Шувалова: комплекс архивных документов о крепостях «европейского типа» в Восточной Сибири
оборонительные линии, планировочная структура, Восточная Сибирь, XVIII век, нерчинская экспедиция, европейская фортификация
В статье представлены результаты исследования уникального комплекса архивных документов — Инструкции 1760 г. графа П. И. Шувалова по проектированию крепостей на Нерчинской и Селенгинской оборонительных линиях. Доказана необходимость целостного анализа содержания текста Инструкции, прилагаемых к ней проектов и исторического контекста их создания. Определено, что Инструкция была направлена на реализацию задач, подчинявшихся целям Нерчинской экспедиции. Установлено соответствие описаний четырех «родов» крепостей прилагаемым к Инструкции проектам. Приведены итоги сравнительного анализа планировочных структур крепостей. Полученные результаты доказывают, что в Восточной Сибири при проектировании крепостей применялись подходы, в основе которых лежала европейская теория фортификации. Результаты исследования позволяют расширить представление об особенностях фортификационного градостроительства в Восточной Сибири XVIII в. В научный оборот вводятся материалы из собрания РГАДА.
Клименко С. В.
Архитектурная программа коронации императрицы Елизаветы Петровны 1742 года и Москва эпохи барокко
коронационный альбом, архитектурная программа, триумфальные ворота, императорские дворцы
В статье рассматриваются архитектурные работы 1741 — 2015 годов, осуществленные в Москве при подготовке коронации императрицы Елизаветы Петровны. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о существовании целостной архитектурной программы оформления коронационных торжеств, что было отражено в коронационном альбоме 1744 года, которому уделено особое внимание с точки зрения его «архитектурного» содержания. За исключением хорошо известных проектов триумфальных ворот почти не изучены проведенные тогда довольно значительные ремонтные работы в Кремле и в императорских дворцах на Яузе, созданные по императорскому заказу другие сооружения, хотя напрямую и не связанные с церемонией коронации. Подчеркивается роль триумфальных сооружений, рассматриваемая на примере Красных ворот, в формировании важных градостроительных узлов Москвы эпохи барокко.
Клименко Ю. Г.
Об интерпретации одностолпных помещений в архитектуре русского классицизма
московский классицизм, французский неоклассицизм, одностолпные помещения, архитектурные увражи, проблемы атрибуции, «столб Мансара»
В истории русской архитектуры традиционно сложилось представление о характере использования одностолпных палат в древнерусских памятниках. Применение центрального столба в произведениях русского классицизма имеет совершенно иное происхождение. В статье рассмотрены итальянские и французские примеры этого инженерно-строительного приема, возможные пути его заимствования. Распространенность и характер использования центрального столба в интерьерах памятников французского классицизма позволяет не просто соотносить это решение с российской практикой, но и делать заключение об атрибуции отечественных памятников эпохи русского классицизма.
Юрченко С. Б.
Об атрибуции Воскресенской церкви в Батурине
храмостроение, классицизм, Адам Менелас
В статье на основании сравнения стилистических черт и приёмов, характерных для двух наиболее презентативных построек конца 18 века — соборов в Могилёве и г. Софии — Воскресенская церковь в Батурине атрибутируется Адаму Менеласу. Формированию творческого почерка Менеласа способствовало его непосредственное сотрудничесво с ведущими архитекторами той эпохи — Чарльзом Камероном и Николаем Львовым. Благодаря последнему Менелас смог познакомиться с семьёй Разумовских, для которых он построил ряд сооружений светского и гражданского назначения. Благодаря авторитету Разумовских среди украинского дворянства, архитектурные формы батуринской церкви были заимствованы при возведении храмов в Новом Быкове, Кочергах и Качановке.
Царева С. М.
Гравюры с произведений Ангелики Кауфман как источник сюжетов и композиций архитектурного декора Москвы конца XVIII — первой трети XIX века
Ангелика Кауфман, гравюры-образцы, Москва, рельефы, скульптурный декор в архитектуре
Рассматриваются сюжетные рельефы на фасадах и в интерьерах московских зданий, образцами для которых оказались гравюры по оригиналам А. Кауфман. Архитекторы не всегда продумывали до мелочей отделку зданий. Программу скульптурного убранства и выбор образцов осуществляли заказчики. Композиция гравюры в рельефе могла быть существенно переделана, возможно, под влиянием заказчика. В мастерских гравюру обычно переводили в рельеф без изменений. Произведения А. Кауфман в конце XVIII — начале XIX вв. были в моде и использовались для украшения не только предметов декоративно-прикладного искусства, но и частных интерьеров, и не только в виде гравюр с её оригиналов, но и в виде рельефов.
Микишатьев М. Н.
Архитектор Александр Брюллов. Особенности формообразования в творчестве архитектора первого этапа эклектизма
архитектор Брюллов, историцизм, эклектизм, формообразование, Петербург, Пулково
Творчество А. П. Брюллова открывает начальный этап нового направления в развитии русской архитектуры, который стал определяющим на многие десятилетия XIX в. Отвергнув догмы «ортодоксального классицизма», в значительной степени преодолённые уже ведущими мастерами ампира, зодчие оказались перед необходимостью создания нового художественного языка. В этой ситуации на первый план выходят идеи рационализма. Архитектурная отделка приобретает декоративный характер, предоставляя художнику и заказчику свободу выбора мотивов и «стилей», которые к тому же выполняют своего рода семантическую функцию. Сочетание композиционного мастерства, базирующегося на основе академической выучки, с изысканностью деталировки характеризует наиболее значительные произведения А. П. Брюллова. В настоящем очерке анализируется архитектура дачи гр. Самойловой, лютеранской церкви Св. Петра на Невском проспекте, церкви Св. Петра и Павла в Парголове и комплекса зданий Пулковской астрономической обсерватории.
Самигулов Г. Х., Митина Н. Н., Дружинина А. В..
Утраченное наследие — церковь архиастратига Михаила в Троицке
проектный план, площадь, Гостиный двор, типовой проект, К. Тон
Церковь архистратига Михаила, построена в г. Троицке в последней трети XIX в., по образцу Благовещенской церкви Конно-гвардейского полка в Санкт-Петербурге. Одновременно с церковью на той же площади, охватывая ее северную половину, был построен каменный Гостиный двор. К концу XIX в. сложился ансамбль Михайловской площади — замкнутость одной стороны площади и открытость места расположения церкви, приземленность корпусов Гостиного двора и ориентированность вверх здания храма, создавали своеобразную пространственно-объемную картину, в центре которой располагался храм, подчеркнуто устремленный ввысь. В 1967 г., к очередной годовщине Октябрьской революции здание было разрушено.
Залесов В. Г.
Архитекторы Западно-Сибирского учебного округа в конце XIX — начале XX в.
Томский университет, Томский технологический институт, образование, училище, школа, гимназия
В статье исследуется творческая деятельность архитекторов, работавших в конце XIX — начале XX в. по ведомству Министерства народного просвещения в Западно-Сибирском учебном округе (территория Томской и Тобольской губерний и близлежащих областей: Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской; центр округа — Томск). Рассматриваются история формирования ведомственной архитектурно-строительной службы и организация ее деятельности на уровне центральных учреждений и окружной администрации. Даются персонифицированные творческие характеристики архитекторов, работавших в ведомстве на территории Западно-Сибирского учебного округа: П. П. Нарановича, Ф. Ф. Гута, А. Д. Крячкова, определяется их общий вклад в развитие региональной архитектуры.
Белинцева И. В.
Архитектурный конкурс 1911 г. для Раушена (г. Светлогорск Калининградской области): проекты и реальность
бывший морской курорт Раушен, стилистика архитектурных проектов, летние дома, реальное строительство начала 20 века
В статье рассматриваются материалы архитектурного конкурса, проведенного в Восточной Пруссии в 1911 г. Конкурс был посвящен поискам облика загородного жилого дома для популярного в начале 20 века морского курорта Раушен. В тексте дается обоснование пристального интереса архитекторов начала 20 столетия к строительству частных особняков для семей среднего достатка, рассмотрено влияние английской архитектуры загородного жилища и других иноземных тенденций. Проанализирована стилистика проектных решений, переходная от модерна к его рационалистическому этапу развития и функционализму. Впервые в отечественной науке реконструированы биографии членов жюри конкурса, описаны особенности проектов и сохранившихся сооружений когда-то известных местных архитекторов, таких как М. Щёнвальд, Р. Щён. Хотя проектные предложения конкурса не были осуществлены, они оказали воздействие на сложение исторического облика курорта и определяют современную застройку города Светлогорска.
Казусь И. А.
Архитектор Александр Гринберг и стилевые движения советской архитектуры 1920-х-1930-х годов
ар деко, архитектурные конкурсы, конструктивизм, социально-новые объекты
Анализируется творчество крупного мастера отечественной архитектуры А. З. Гринберга, выпускника Академии художеств, уже в предреволюционные годы успешно выступившего на 17 крупных конкурсах. В 1920-е — 1930-е гг. его опыт проектирования крупных градостроительно-значимых зданий, выставочных комплексов, музеев и объектов здравоохранения оказался остро востребованным. Он построил первый монументальный архитектурный памятник эпохи — Пролетарский дом в Саратове, участвовал в строительстве Сельскохозяйственной выставки в Москве, построил первый Дом Советов (Брянск), ставший одновременно и первым конструктивистским зданием в стране. Шедевром его творчества явился Театр нового типа в Новосибирске, проектировавшийся, начиная с 1929 г., и отразивший изменения, которые происходили в советской архитектуре при переходе от авангарда к освоению классического наследия и формирования ее новой стилевой направленности.
Птичникова Г. А., Флирль Т.
Столкновение в борьбе концепций строительства соцгородов: проектные предложения В. Н. Семенова и Э. Мая для Сталинграда, 1928 — 2015 гг.
линейный город, полосовое развитие, соцгород, Семенов, Май, Сталинград
В статье отражены драматические столкновения идей в процессе рождения «социалистического города». На материале борьбы двух архитектурных концепций В. Н. Семенова и Э. Мая по разработке планировки Сталинграда раскрываются принципиально различные подходы в формировании планировочной структуры города. Первая — «цепочка соцгородов», предложенная В. Н. Семеновым и Гипрогором. Вторая — «полосовое развитие вдоль Волги», сформулированная Эрнстом Маем, за группой которого стояли Цекомбанк и Сталинградстрой. В научный оборот вводятся новые материалы из немецких источников.
Коршунова О. Г.
Станция метро «Курская» в творчестве архитектора Л. М. Полякова
Л.М. Поляков, В. А. Щуко, И. А. Фомин, Б. М. Иофан, станция метро «Театральная», станция метро «Красные ворота»
Работа над станцией метро «Курская» рассматривается как этап в творчестве Л. М. Полякова. Для понимания логики эволюции стиля зодчего в 1930е годы принципиальны три момента: 1. Леонид Поляков, ближайший ученик Ивана Фомина, работал вместе с учителем над станцией «Театральная», после смерти Фомина он достраивает эту станцию без изменений. 2. Станция «Курская», введенная в эксплуатацию в 1938 году, свидетельствует о полной независимости стиля Полякова от влияния творчества его учителя, хотя Леонид Поляков использовал отдельные иконографические элементы и мотивы своего учителя. 3. Архитектура «Курской» демонстрирует близость отдельных стилевых приемов Л. Полякова к творчеству крупных мастеров советской архитектуры Щуко и Иофана. Стиль станции «Курская» носит синтетический характер, совмещает ведущие тенденции современности. В поисках наиболее точно отражающей эпоху архитектурной формы архитектор отказывается от влияния учителя. Архитектура «Курской» находится в перекличке со стилем Иофана.
Меерович М. Г.
Дискуссия о соцрасселении. Новые материалы
соцгород, градостроительная политика, урбанизм, дезурбанизм
В статье разъясняются причины, побудившие ЦК ВКП (б) принять одно из ключевых партийных распоряжений в истории советской архитектуры — постановление «О перестройке быта», прекратившее дискуссию о социалистическом расселении. Приводятся ранее не публиковавшиеся сведения из Российского государственного архива социально-политической истории, раскрывающие функционирование механизма принятия в недрах сталинского руководства решений, посвященных вопросам градостроительства и архитектуры.
Фоменко С. Ю.
Зарубежная и отечественная историография деятельности русских архитекторов — выпускников Императорской Академии художеств, в Белграде в 1920 — 2015-е гг.
сербско-российская историография, русские архитекторы-эмигранты, Белград, наследие
В статье анализируется сербская и отечественная историография 1930-х — 2012 гг. деятельности русских архитекторов-эмигрантов в Югославии 1920 — 2015-х гг., по преимуществу в Белграде. Кроме литературы, в т. ч. периодики, анализируются выставки, конференции, электронные ресурсы о наследии самых крупных архитекторов: Н. П. Краснова, В. М. Андросова, В. Ф. Баумгартена, Р. Н. Верховского, А. В. Папкова. Исследование проведено в контексте истории отношений русской архитектурной эмиграции с правительственными кругами Югославии и местным профессиональным сообществом. Делается вывод, что приоритет в изучении русского архитектурного наследия в Белграде принадлежит сербам и необходим перевод на русский язык обобщающих сербских трудов; дана периодизация в оценке русского архитектурного наследия; отмечен поворот за последнее десятилетие к положительной оценке; подчеркивается принадлежность русского архитектурного наследия к истории архитектуры ХХ века одновременно двум странам: Сербии и России.
Сведения об авторах выпуска
Architectural Heritage. Issue 58. Moscow: 2014
Summary and keywords


Bondarenko I. A.
Medieval Maps of the World and the Symbolism of Early Russian Churches
cartography, model of the universe, symbolism of architectural forms
The author analyzes the general structure of early Russian Churches in the light of archaic ideas about the universe. He establishes the fact that the rectangular map of the Earth of Cosmas Indicopleustes does not contradict the Antique and Medieval cartographic traditions. This scheme of the Earth’s surface, stretched along the West-East axis, is reflected in the basilica type. The cross-in-square and other centric churches were related, in terms of their plan, not to this map, but to the image of the Earth as the bottom of the universe.
Nikitenko N. N.
The Baptistery of Kiev St. Sophia’s Cathedral — its Function and Dating
baptism of Russia, Vladimir Sviatoslavich, Vladimir Monomakh, memorial baptistery, fresco painting, ideological and decorative program
A relatively small chapel with an apse in the South-West corner of the St. Sophia’s Cathedral in Kiev, at the southern part of the ancient western exterior gallery, is described in the paper as a memorial kreshchalnia for the nobility, built in the gallery in the early 12th century. This «church within a church» appeared in the place of an open baptistery, set up in the gallery as the cathedral was being built. The erection of the 12th-century baptistery was commissioned by Prince Vladimir Monomakh in 1115, commemorating the centenary since the death of Vladimir Sviatoslavich. The decorative program of the baptistery fits into the context of the general ideological pictorial program of St. Sophia’s Cathedral, constructed in 1011 — 2015 as a memorial to the baptism of Russia.
Noskova A. G.
The Wooden Cathedral of Sts. Peter and Paul in Povenets and its Analogs
wooden ecclesiastic architecture, Russian North, «churches without altar» type, church lay-out «octagon over quadrangle»
This work studies the Cathedral of Sts. Peter and Paul in Povenets, which has not come down to us, and is little known as an instance of wooden Karelian architecture. It is one of the oldest examples of the «octagon over quadrangle» type of church which we have information about — the most widespread lay-out in the Russian North in the 17th and 18th centuries. The author looks into various issues connected with its formation. The cathedral is described in detail, its graphic reconstruction is being presented, as well as the history of its building. The paper gives us a comparative analysis of the Povenets Cathedral with other similar buildings — the churches in Chelmuzhi and in the Muyezerski Monastery.
Orlov A.
Development of the Functional-Planning Structure of the Zaonezhiye Chapels in the Second Half of the 17th — Early 20th Centuries
traditional wooden architecture, log cabin chapels, building and reconstruction, areals, Zaonezhiye
Studying the data base that includes 93 traditional log cabin Zaonezhiye (a large peninsula of Lake Onega) chapels, the author describes the transitions in the character of the different rooms and their numbers in the «altarless» type of the churches on the peninsula. He further analyzes the tendencies in building and reconstructing chapels, containing various rooms, and defines the areas and chronological borders of designing and modifying various chapel schemes. The local characteristics of their forms are interpreted in the light of the specific features of historical development and the ethnocultural situation in the Zaonezhiye Region.
Nedelin V. M.
Mtsensk in the 12th-early 20th Centuries. Architecture and Urban Planning
Mtsensk, Mtsensk Fortress, Voznesenski (Arkhangelski) Monastery, Petrovski (Petropavlovski Monastery), St. Nicholas' Cathedral, Avraam Ivanovich Melnikov, Aleksi Maximovich Gornostayev
The work studies the architecture of one of the oldest Russian towns — Mtsensk. Taking into account a large amount of archive materials, the author looks at the formation of the urban environment of Mtsensk from the Middle Ages to the early 20th century, concentrating on the analysis of the regular plan of the town, which appeared in the late 18th century and on the problems of its implementation. He also gives a survey of the local architectural monuments, both existing and lost.
Alitova R. F., Nikitina T. L..
Formation and Development of the Iconography of Rostov the Great in the 18th and 19th Centuries
iconography of architecture, Rostov Kremlin, Bishop’s House, icon-painting, monumental painting, graphic arts
The paper focuses on the formation and development of the iconography of Rostov the Great in icon-painting, monumental painting, graphic arts and decorative-applied arts from the early 18th to the mid-19th century.
Maciel Sanchez L. C..
Buddhist Temples of Buryatia: from Russia to Tibet
Buddhism, Buryats, Datsan, Mongolia, model, Tibet, tradition
The paper offers a periodization of the Buryat Buddhist architecture and characterizes its different stages. In 1750 — 2015 the iconography was influenced by Tibet — symbolical images of mandalas, conventionally realistic representations of Tibetan sacred places. At the same time the architectural forms combined Russian techniques and features with some elements of construction practice in neighboring Khalkha-Mongolia. In 1850 — 2015 Buryat builders begin to move further away from Russian heritage, their works becoming more a part of the Buddhist far-eastern tradition. Combining traits coming from Tibet and China, they increasingly start to resemble not only Mongolian, but east Tibetan architecture. Finally, in 1900 — 2015, the development of historical mentality stimulates a new conscious approach, involving both respect for one’s own old traditions and inspiration driven from famous Tibetan models, when their iconography and specific forms are being accurately reproduced.
Shemelina D. S.
The Instructions of Count P. I. Shuvalov of 1760: a Collection of Archive Documents regarding «European Type» Fortresses in East Siberia
defense lines, planning structure, East Siberia, 18th century, Nerchinsk expedition, European fortification
This work presents the results of studying a unique set of archive documents — the 1760 Instructions, issued by count P. I. Shuvalov, involving the construction projects of fortresses along the Nerchinsk and the Selenginsk defensive lines. The author is convinced that the texts of the Instructions should be studied as a single whole, together with the attached projects and taking into account the historical context of their appearance. It is established that the Instructions were aimed at realizing certain goals connected with the Nerchinsk expedition. The projects accompanying them fit the descriptions of the four «types» of fortresses. The results of the comparative analysis of the lay-outs and the structures of the fortresses are also given. These show that the architects who designed the Eastern Siberian fortresses based their work on European fortification theories. The results of this research allow us to draw a more accurate picture regarding the features, connected with the building of fortified settlements in 18th-century Eastern Siberia. Previously unstudied materials from the collection of the Russian State Archive of Ancient Acts are being offered to the reader.
Klimenko S. V.
The Architectural Program of the 1742 Coronation of Empress Elizabeth and Moscow of the Baroque Era
coronation album, architectural program, triumphal gates, imperial palaces
The paper studies the architectural works of 1741 — 2015, which took place in Moscow in connection with preparing the coronation of Empress Yelizaveta Petrovna. This research allows us to conclude that there existed a general architectural plan, involving the setting up of coronation celebrations, which was reflected in the 1744 coronation album. In the current work it is being specifically studied in terms of its «architectural» content. Excluding the projects of triumphal gates, little is known about the extensive repairs that at the time took place in the Kremlin and in the imperial palaces on the Yauza River. Other constructions were created following imperial commissions, even though they were not directly connected with the coronation ceremony. The author emphasizes the role of triumphal architecture, focusing on the example of the Krasnyye Vorota, in the formation of important urban junctions in Moscow of the Baroque period.
Klimenko Y. G.
Interpreting Single-Pillared Chambers in the Architecture of Russian Classicism
Moscow classicism, French neoclassicism, single-pillared chambers, architectural oeuvre, problems of attribution, «Mansart Pillar»
Specialists, studying the history of Russian art, have formed a general opinion regarding the usage of halls with a single pillar in early Russian architecture. The appearance of a central pillar in buildings of the Classicism epoch has an absolutely different source. The paper analyzes some Italian and French examples of this constructive scheme, and the routes by which it could reach Russia. The popularity of this lay-out and the ways in which it could be carried out in French Classicism interiors allows us not only to study it within the context of Russian architecture, but also to try to establish the attribution of various constructions of Russian Classicism.
Yurchenko S. B.
Regarding the Attribution of the Resurrection Church in Baturin
church architecture, classicism, Adam Menelas
The author analyzes and compares the stylistic features that characterize two of the most representative late-18th-century buildings by Adam Menelas — the cathedrals in Mogilev and Sophia, and reaches the conclusion that the Resurrection Church in Baturin may be attributed to the same architect. Menelas' style was directly influenced by his collaboration with the leading masters of that time — Charles Cameron and Nikolai Lvov. The latter introduced Menelas to the Razumovski Family, for which he erected a number of buildings. Owing to the prestige of the Razumovski Family among the Ukrainian nobility, the architecture of the Baturin church influenced other ecclesiastical buildings in Novy Bykov, Kochergi and Kachanovka.
Tsariova S. M.
Engravings, Based on the Works of Angelica Kauffman, as a Source of Subjects and Compositions for Moscow Architectural Décor of the Late 18th — First Third of the 19th Century
Angelica Kaufman, engravings-models, Moscow, reliefs, sculptural décor in architecture
The author studies the subjects of the reliefs on the facades and in the interiors of certain Moscow buildings, for which engravings, based on A. Kauffman’s originals, were used as a model. Architects may have not always planned beforehand all the details of a building’s décor. The character of the sculpture, embellishing the edifice, was determined by those who commissioned the work. The original engraving composition could be substantially modified in a relief, possibly following the recommendations of the client. Studios would usually use engravings for a relief without any alterations. In the late 18th and early 19th centuries works by A. Kauffman were popular and inspired not only masters of applied and decorative art, but also those who decorated interiors of private houses, and these were not only engravings from her originals, but reliefs as well.
Mikishatiev M. N.
Architect Alexander Briullov. New Forms in the Work of an Architect of the First Period of Eclecticism.
architect Briullov, historicism, eclecticism, creation of forms, St. Petersburg, Pulkovo
A.Briullov's works mark the beginning of the early stage in the development of a new trend in Russian architecture, which became predominant for several decades in the 19th century. Rejecting the dogmas of Neoclassicism, which had been already largely overcome by the leading masters of the Empire Style, architects started facing the necessity of creating a new artistic language. In such a situation the ideas of rationalism became particularly popular. Architecture assumes a highly decorative character, providing the author of the project and the client with the freedom to choose different motives and «styles», which, in addition, play a certain semantic role. The combination of a skillfully organized composition, based on academic training, with an elegant taste for detail characterize the most significant works of A. P. Briullov. The present paper studies the architecture of Countess Samoylova’s dacha, the Lutheran Church of St. Peter in Nevski Prospect, the Church of Sts. Peter and Paul in Pargolovo and the complex of the Pulkovo Astronomical Observatory.
Samigulov G. Kh., Mitina N. N., Druzhinina A. V..
Lost Heritage — the Church of St. Michael in Troitsk
plan-project, square, Gostinny Dvor, type project, K. Ton
St. Michaels' Church was erected in the town Troitsk in the last third of the 19th century, modeled after the Annunciation Church of the Cavalry Guards' (Konno-gvardeiski) Regiment in St. Petersburg. At the time of its appearance, in the same square, flanking its northern side, there was built a stone Gostinny Dvor (Market). By the end of the 19th century the architectural ensemble of the Mikhailovski Square was formed. The closed perspective of one of its sides, the open space around the church itself, the small height of the market constructions and the vertical dominant of the former created a certain three-dimensional space, in the center of which one could see a church, its silhouette emphatically rising upwards. In 1967, commemorating the anniversary of the October Revolution, the building was destroyed.
Zalesov V. G.
Architects of the West-Siberian Educational District in the late 19th-early 20th Century
Tomsk University, Tomsk Technological Institute, education, college, school, gymnasium
This paper studies the activities of the architects, who worked in the late 19th-early 20th century, under the direction of the Ministry of Public Education in the West-Siberian Educational District (the territory of the Tomsk and Tobolsk Governmets and the neighboring regions: Akmolinsk, Semipalatinsk and Semirechinsk; Tomsk being the administrative center of the area). The author looks at the process of forming the system of architectural and construction services, and its setting up as a centralized institute that has branches in regional offices. Individual characteristics of the style of various architects, who worked for the ministry in the West-Siberian Educational District, such as P. P. Naranovich, F. F. Gut, A. D. Kriachkov, are being presented to the reader with some facts about their contribution into the development of local architecture.
Belintseva I. V.
Architectural Competition of 1911 in Rauschen (Svetlogorsk, Kaliningrad Region): Projects and Reality
former sea resort Rauschen, style of architectural projects, summer houses, early 20th-century construction
The author looks at the history of an architectural competition which took place in Eastern Prussia in 1911. Its aim was to work out a design of a suburban house in Rauschen, a seaside resort popular in the beginning of the 20th century. The text focuses on the special interest that early-20th-century architects had in constructing private houses for middle-class families, taking into account the influence of British architecture regarding country houses, as well as other foreign trends. The author analyzes the stylistic features of those projects, which reflect a transitional period from Art Nouveau to its latter rationalistic stage and functionalism. For the first time in Russian art history one can read about the biographies of the members of the competition’s committee, get to know the various features of the different projects and the extant constructions of such architects as M. Schönwald and R. Schön, who were quite popular at the time. Even though the projects in question were not carried out, they left their imprint on the formation of the historical appearance of the resort and influenced the contemporary architecture of Svetlogorsk.
Kazus' I. A.
Architect Alexander Grinberg and Stylistic Trends of the Soviet Architecture of the 1920s-1930s.
Art Deco, architectural competitions, Constructivism, new objects of public functioning
The paper is dedicated to the projects of A. Z. Grinberg, a well-known architect and a graduate of the Academy of Arts, who in pre-revolutionary years had successfully participated in 17 important competitions. In the 1920s and 1930s his experience in constructing large and important urban objects, exhibition complexes, museums and public health buildings was in high demand. He was the author of the first monumental edifice of the epoch — the Proletariat House in Saratov, he also took part in the construction of the Moscow Agricultural Exhibition, erected the first House of Soviets (Briansk), which became the first Constructivist building in the country. His masterpiece was the New Type Theatre in Novosibirsk, its project initiated in 1929, reflecting the changes which took place in Soviet architecture as it was moving from Avant-Garde to a new approach towards classical heritage, marking the appearance of a notably different style.
Ptichnikova G. A., Flirl T.
Competition between the Different Projects of Constructing a Sotsgorod: Propositions by V. N. Semionov and E. May regarding Stalingrad, 1928 — 2015
The work focuses on the dramatic debate between various concepts of creating a «socialist city». The authors, analyzing the two opposing architectural projects of V. N. Semionov and E. May concerning the urban planning of Stalingrad, describe the two principally different approaches regarding the development of the city. The first one — «a Sotsgorod Chain», designed by V. N. Semionov and Giprogor, the second — «a stripe pattern along the Volga», worked out by Ernst May, whose group was backed by Tsekombank and Stalingradstroi. Previously unpublished documents from German sources are being presented to the reader.
Korshunova O. G.
Metro Station «Kurskaya» in the Architectural Heritage of L. M. Poliakov
L.M. Poliakov, V. A. Shchuko, I. A. Fomin, B. M. Iofan, metro station «Teatralnaya», metro station «Krasniye Vorota»
The author looks at the project of the metro station «Kurskaya» as a certain stage in the artistic development of L. M. Poliakov. In order to understand the logic of the artistic evolution of the architect in the 1930s we should note three important factors. 1. Leonid Poliakov, a favorite disciple of Ivan Fomin, worked together with his teacher in creating the station «Teatralnaya». After Fomin’s death he finished the project without any changes. 2. Station «Kurskaya», opened in 1938, demonstrates that Poliakov has become completely independent from his teacher’s influence, even though Leonid Poliakov used certain iconographic elements and motives of his teacher. 3. The architecture of the «Kurskaya» demonstrates that certain features of Poliakov’s style were influenced by such important masters of Soviet architecture as Shchuko and Ioafan. The style of the «Kurskaya» metro station is synthetic in its character, combining the leading traits of contemporary art. In order to obtain a form that would most accurately reflect the epoch, the architect rejected the influence of his teacher. The design of «Kurskaya» echoes the style of Iofan.
Meerovich M. G.
The Sotsrasseleniye Discussion. New Materials
sotsgorod, urban construction policy, urbanism, desurbanism
The paper focuses on the motives that led the Central Committee of the Communist Party to make one of the key decisions in the history of Soviet architecture — the decree «On Reconstructing Living Conditions», which put an end to the Sotsrasseleniye (socialist settling) Discussion. The author quotes previously unpublished materials from the Russian State Archive of Social-Political History, which shed light on how decisions, regarding urban construction and architecture, were made in Stalin’s government.
Fomenko S. U.
Foreign and Russian Historiography regarding the Works of Russian Architects — Graduates of the Imperial Academy of Arts — in the 1920s-30s in Belgrade.
Serbian and Russian Historiography, Russian emigrant architects, Belgrade, heritage
The work studies Serbian and Russian historiography from the 1930s to 2012, describing the activities of Russian emigrant architects in Yugoslavia in the 1920s-1930s, predominantly in Belgrade. The author looks at various publications, including articles from the press, as well as materials referring to conferences and internet information regarding the most important figures: N. P. Krasnov, V. M. Androsov, V. F. Baumgarten, R. N. Verkhovski, A. V. Papkov. Special attention is given to the relations of Russian architects with circles close to the Yugoslav Government and with the local professional community. The author comes to the conclusion that the leading role in studying Russian architectural heritage in Belgrade belongs to Serbian scholars, whose works should be translated into Russian. Different stages in Russian architectural heritage are being outlined in the paper, emphasizing the positive approach to it in the last decade, as the works of Russian architects are being seen as both a part of Serbian and Russian history.


» Вернуться

2008 Все права защищены
© НИИ теории архитектуры и градостроительства РААСН
© Информагентство «Архитектор"
Свидетельство о регистрации ИА №ФС1−02297 от 26.06.2008 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

Rambler's Top100